Учимся связной речи. Пересказ
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во – первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы. Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников.
Во – вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. Замечено, что часто дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно.
И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.
Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, Т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют. Поэтому детей необходимо учить пересказу, которому детей начинают обучать уже с младшего дошкольного возраста (с 2,5 – 3 лет). Это очень важно для дальнейшего обучения в школе, т.к. в школе очень большой объём информации, который дети усваивают благодаря пересказыванию. Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение, прослушанного рассказа или другого художественного произведения.
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного художественного текста прочитанного или услышанного.
Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т.к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что ему трудно воспроизвести готовое произведение не потеряв смысла. Иногда даже придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает легче, чем воспроизвести готовую форму.
При пересказе решается одна из задач речевого развития –обучение грамматически правильной и точной речи. Умение рассказывать учит ребёнка быть общительным, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Для овладения навыками пересказа необходимы следующие умения:
- Умение прослушать произведение;
- Понять основное содержание и пережить, прочувствовать его;
- Запомнить последовательность изложения, а также своеобразные речевые обороты автора;
- Осмысленно и выразительно передать произведение устно, свободно излагая мысль, сохраняя характерные выражения образца, но в то же время пользуясь своим активным словарем;
- Умение рассказывать в коллективе, адресуя свою речь слушателям.
Пересказ текстов можно проводить тогда, когда у ребёнка уже есть фразовая развернутая речь, когда он умеет выслушать и понять содержание текста, а также желание рассказать то, а чем только что ему прочитали.
Выделяются виды пересказов:
1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.
2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду или школе. Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.
3. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»
4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки ушёл можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
5. Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра.
Для пересказа произведения ребёнком подойдут не любые художественные произведения, а лишь те, которые отвечают ряду требований:
1. Произведение должно быть доступным ребёнку по содержанию (ребёнок должен понимать смысл произведения, которое ему предстоит пересказать — для детей младшего дошкольного возраста подбирают, как правило сказки, а для старших дошкольников – короткие рассказы).
2. Произведение должно быть высокохудожественным (т.е. должно учить чему-то полезному и развивать нравственные черты личности).
3. Язык произведения должен быть доступен ребёнку (т.е. произведение должно содержать в себе короткие чёткие фразы, обилие образных выражений и прямой речи).
4. В произведении должны присутствовать известные ребёнку персонажи с ярко выраженным характером.
5. Произведения должны быть сюжетные с чёткой композицией.
Вместе с тем к пересказам ребёнка предъявляется ряд требований, которые нельзя игнорировать и которые необходимо учитывать при обучении ребёнка пересказу:
- Осмысленность, т.е. ребёнок должен понимать, о чём произведение, а не просто повторять услышанные словосочетания. К этому легко прийти, задавая ребёнку вопросы по содержанию.
- Полнота передачи произведения, т.е. ребёнок должен как можно ближе к тексту пересказывать услышанное содержание и постараться не упустить из вида даже малейшие детали.
- Последовательность. К сожалению, у современных детей хромает именно этот пункт. Если они пересказывают текст, то «прыгают» от одного к другому, а в результате теряется смысл произведения.
- Использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена слов синонимами. Говоря просто, ребенок должен придерживаться авторского стиля и не отступать от него.
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз, т.е. ребёнок должен говорить в умеренном ритме, не спешить, проглатывая слова, или наоборот, не говорить слишком медленно, останавливаясь и задумываясь.
- Придерживаться культуры устного рассказа: правильная, спокойная поза (многие дети начинают крутить на себе одежду, ковырять в носу и т.д., а взрослые при этом делают вид, что этого не замечают – «Рассказывает и ладно!» — этого делать нельзя! Нужно делать ребёнку корректные замечания), обращение к слушателям, интонационная выразительность, грамотность, отчётливость произношения.
Часто приходится слышать сетования родителей: «Я спрашиваю, что он сегодня делал в детском саду, что у них было, а он ничего не помнит!» На самом деле ребенок просто не может рассказать о прошедших событиях по нескольким причинам:
- Не понимает, о чем именно стоит рассказать;
- Событий было много, но ничто не вызвало его особого интереса;
- Действительно, не помнит того, что было утром;
- Затрудняется в связном описании прошедшего в связи с недостаточным речевым развитием.
Нередко в наше время можно наблюдать ситуацию, когда родители заняты целый день на работе, а на общение с ребёнком остается совсем мало времени, ведь домашние дела никто не отменял. Фоном этого общения становится телевизор, а ребёнок, имея свободное время, смотрит мультики. Многие современные родители правильно подбирают мультфильмы, которые смотрит ребёнок. Но как-то внезапно сталкиваются с ситуацией, когда малыш много раз смотрел мультфильм, а рассказать о его содержании не может.
Причина подобных затруднений часто кроется в недостаточно объёмном общении с ребёнком, ограниченным бытовыми обстоятельствами. К тому же, важно понимать, что, например, одна и та же сказка воспринимается ребенком с экрана телевизора и при чтении по-разному. В мультфильме события показаны, а в книге о событиях рассказывается. Пересказать увиденное гораздо сложнее, чем услышанное. Просмотр мультфильмов не способствует активному речевому развитию, а, значит, не должен заменять домашнее чтение. Очень важно, чтобы ребёнок в раннем детстве слушал, как читают ему родители, видел разные книги, рассматривал вместе со взрослыми качественные иллюстрации. Дошкольное детство проходит очень быстро. Именно в эту пору важно успеть сделать как можно больше…
Обучение построению пересказа. Практические приёмы
Для того, чтобы ребёнок научился пересказывать, недостаточно просто читать, важно обсуждать прочитанное, задавая различные вопросы, например: «Тебе понравилась сказка (рассказ)? Почему?» Не каждый прочитанный вами текст должен понравиться ребёнку, важно выяснить, почему он понравился или не понравился.
Перед чтением знакомой сказки спросите, о ком будем читать, вынуждая таким образом припомнить и перечислить героев. Задавайте вопросы о событиях, обстоятельствах, внешности и т. д., используя самые различные вопросительные слова: где, когда, почему, какой и др. Главное следить, чтобы ваш вопрос подразумевал на первых порах короткий ответ, не ставил ребёнка в затруднительную ситуацию, иначе отвечать на последующие вопросы он не захочет. Важно совместно с ребёнком рассматривать иллюстрации, что поможет научиться описывать внешность героя и детали, о которых упоминается в сказке.
Для того, чтобы пересказать сказку, ребёнок должен запомнить последовательность событий, кто что и когда делал, что за чем было. Способствует формированию такого навыка рядоговорение, перечисление по порядку (дней недели, название месяцев, времен года, цифр от 1 до 10 и т. д.) Включайте подобные элементы в ваши игры в виде считалок, совместных проговариваний, шуток. Тогда ребёнок не только усвоит новые знания, но и приобретет важные умения.
Большую роль в обучении пересказу имеет расширение глагольного словаря. Обращайте на глаголы особое внимание, составляйте глагольный план. Например, передать содержание сказки про Курочку Рябу можно так: снесла, положила, бежала, махнула, разбилось, плачут, говорит. На первых порах взрослый может произносить глагол, а ребенок, опираясь на иллюстрацию, договаривать, кто действовал.
Эффективно совместное чтение, когда взрослый читает, а ребенок договаривает слова, часть предложения, а постепенно и части текста.
Используйте для обучения хорошо знакомые короткие сказки, рассказы, которые нравятся ребёнку. В настоящее время имеется множество дидактических игр «Расскажи сказку», в которых содержание передается с помощью сюжетных картинок. Можно прочитать сказку, а затем предложить ему выложить по порядку сюжетные картинки, а в следующий раз рассказать, что происходит на первой. Когда все картинки будут описаны, вместе с ребёнком перескажите сказку. Именно вместе, взрослый не должен выступать в роли требовательного ментора, он — партнёр по игре, и вместе с малышом выполняет поставленную задачу.
Нельзя ограничиваться только пересказом услышанного. Важно описывать увиденное, пережитые события. Связать зрительный и жизненный опыт ребенка с оречевлением. Такая связь поможет научиться ребёнка рассказывать, что он увидел, что было сегодня, где он побывал, что ему понравилось или не понравилось и почему. Используйте для этого самые разные ситуации: на прогулке подмечайте изменения в природе: опишите, как изменился, например, клиновый лист (летом был зеленым, а сейчас покраснел). Мама на кухне готовит, ребёнок оказался рядом, она солит суп. Обратите внимание на то, что было сделано (мама посолила суп, чтобы он был вкусным), дайте попробовать, каким суп был и каким стал.
Совместно с ребёнком рассказывайте другим взрослым, где вы побывали, что увидели, провоцируя его самостоятельно сформулировать высказывание, понравилось ему событие или нет и почему.
Поиграйте, упоминая то, чего не было. Услышит ли ребёнок неточность? Если реакции не последовало, значит, не все увиденное малыш запомнил. Используйте фотографии, видеозаписи и т. д. Пересказ — творческий процесс. Он не должен быть дословным.
Учите ребёнка привносить в пересказ дополнительные элементы, например описание внешности героя, которого нет в тексте, но есть на иллюстрации. Попробуйте вместе продолжить сказку, придумать другой конец, вставить событие, которого не было. Такие упражнения способствуют не только развитию фантазии, но и разнообразят речевой опыт ребёнка, помогут научиться свободно говорить, вычленять из текста отдельные события, явления, кратко или подробно пересказывать услышанное, а в дальнейшем и прочитанное.
Уважаемые родители, помните! Процесс овладения связной речью не заканчивается для ребёнка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.