Календарь
«    Апрель 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 


Учимся фонематическому анализу

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка  школе, в том числе к усвоению письменной речи. Однако в процессе обучения чтению и письму старших дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями. Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут усвоить учебный материал, и их школьный путь оказывается тернистым и сложным.

Родители старших дошкольников, как правило, большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внимание не уделяется. Но им необходимо помнить, что навык чтения у ребенка формируется только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

Как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово. Другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Многие из детей  не умеют различать такие понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и место положения в слове.

Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Если у детей недостаточно развит фонематический слух, они путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении, а на письме это проявляется  буквенной заменой. В дальнейшем несформированность фонематического слуха проявляется при изучении иностранного языка в средней школе: дети трудно воспринимают иностранные слова на слух, неправильно их произносят. Нарушение фонематического слуха может возникнуть в результате искаженного произношения звуков.

Этапы развитие фонематического восприятия (развитие узнавания и дифференциации фонем на слух).

1.Различение правильного и неправильного звучания слова. «Правильно ли я сказала?» (прослушать слово, произнесенное правильно или с намеренно сделанными ошибками.)

2. Различение слов, похожих по звучанию («мак –рак», «бочка –точка»)

3. Различение слов-паронимов (показать, где крыша, а где крыса…)

4. Выделение звука из ряда заданных звуков и слогов. Дидактическая игра «Поймай звук!» - Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «Ш».

5. Выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.

Фонематический анализ:

1. Определение места звука в слове: «Где находится звук «Ш» в слове «шуба»: в начале, середине или конце слова?»;

2. Определение положения звука по отношению к другим звукам: «Определите положение каждого звука в слове «шар» по отношению к другим звукам»;

3. Определение предыдущего и последующего звуков определенному звуку в слове;

4. Определение последовательности звуков в слове (называние звуков в порядке их следования в слове, например, «ш-а-р»;

5. Определение порядка следования звуков в слове который по счету звук «ш» в слове «мышка»?

Фонематический синтез:

1. Составление слова из предложенных звуков (К, О, Т).

2. Составление слова из звуков в свободной последовательности.

 А,М, К - какое слово получилось?

3. Определение количества звуков в слове (ДОМ – 3 звука).

Фонематические представления (обобщения):

Можно использовать самые разнообразные приемы по формированию фонематического восприятия:

- отбор картинок в названии которых имеется заданный звук;

- раскладывание картинок на 2 группы в зависимости от имеющихся звуков;

- придумывание слов, включающих заданный звук;

- выделение «лишнего» звука в ряду звуков;

- какое слово получится, если заменить звук на оппозиционный;

- определение неправильностей в стихах;

- выбор нужного слова с опорой на содержание;

- разгадывание ребусов;

- отгадывание слов путем подстановки пропущенного звука;

- какого звука не хватает в слове – игра доскажи словечко и др.

К пяти годам практически завершается процесс фонематического развития. Ребенок должен уметь не только слышать, но и правильно произносить практически все звуки родного языка. Однако осознание звуковой стороны слова наступает к 6-7 годам с усвоением письменной формы речи. На этом этапе основное значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, необходима целенаправленная продолжительная работа по формированию фонематических процессов для обеспечения своевременной подготовки детей к обучению грамоте и предупреждению возникновения нарушений письменной речи.

Работа над формированием фонематического анализа:

— На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки А,У,И. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков, например:  АУ (А — 1; У -2ой).

— Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа АП, УТ. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

— Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа СА. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.

— Затем дети овладевают полным звуко - слоговым анализом односложных трехзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

— Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.


Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко-буквеного анализа предлагается проводить параллельно.

Работу необходимо начинать с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребенку дается и графическое изображение звука – буква. Ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок – гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные – красный цвет, твёрдые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет.

Важно при обозначении звука буквой просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака. Ребенку показывается карточка с изображением буквы, соответствующий звук произносит взрослый, а ребенок повторяет.

Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приемы:

- Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.

- Поднять букву «К», если услышишь слово со звуком (К).

- По сюжетной картинке назвать все слова со звуком (С).

- Придумать слова, которые начинались бы со звука (М), а заканчивались бы звуком (А). Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.

- Поднять красный кружок, если слово начинается с гласного звука.

- Игра «Поезд».

1) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук (Л) в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук (Л) в середине, а в третьем, где звук (Л) находится в конце слова.

2) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки названия, которых начинаются с твердого согласного звука. Второй вагон – красный, в нем поедут картинки названия которых начинаются с гласного, а в зеленом вагоне – с мягкого согласного звука.

- Игра «Первый звук потерялся»

Детям предлагается слова, в которых первый звук потерялся. Дети должны отгадать слово, произнести изолированно первый звук, который потерялся и показать букву, которая обозначает этот звук.

- Игра «Шарики». Объяснить, что маленькие шарики улетели и встретились на большом облачке. Там буквы соединились и получились слова. Переписать буквы из маленьких шариков в облачко, прочитать слова. Провести анализ прочитанных слов (количество букв, из них согласных, гласных, твердых и мягких согласных, количество слогов.)

ЛУ + К = ЛУК

ИГ + РА = ИГРА

- Игра «Буквоешка». Вставить пропавшую букву в слове, назвать слово. Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки.

. ы р

м а.

. о б

Приемы работы, направленные на развитие фонематического синтеза:

- Игра «Собери слово». Ребенку на слух предлагаются изолированно звуки слова, произнесенные по порядку. Необходимо составить слово из букв разрезной азбуки, прочитать слово по слогам, последовательно произнести все звуки данного слова.

- К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками (И) и (А). Например: слово «машина» - звук (Н).

- Собрать слово из первых звуков других слов. Это упражнение выполняется с опорой на предметные картинки и на слух. Выложить слово из букв разрезной азбуки.

- Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки. Например: буква «З» - слово «звезда», «Л» - «лимон».

Таким образом, предложенные приемы работы помогут родителям научить детей дифференцировать понятие «звук» - «буква», «слог», выполнить операции звуко-буквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.