Календарь
«    Апрель 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Совместная работа учителя – дефектолога и воспитателя над закреплением поставленных звуков


Эффективность коррекционной работы учителя - дефектолога зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно её поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит индивидуальные задания по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя - дефектолога, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.

Работа воспитателя и работа учителя - дефектолога различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:

Задачи взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателя.

Задачи учителя – дефектолога:

1.                Обследование, выявление детей с нарушениями речи.

2.                Изучение уровня речевого, познавательного и индивидуальных особенностей детей.

3.                Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребёнком.

4.                Систематическое проведение коррекционной работы с детьми.

5.                Оценка результативности и помощи детям.

6.                Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе.

7.                Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.

Задачи воспитателей:

1.                Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

2.                Создание психолого-педагогической среды и речевой поддержки ребенка:

- закрепление речевых навыков по заданию  учителя – дефектолога;

- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью;

- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;

- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.

3. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.


Работа воспитателя и учителя - дефектолога при коррекции звукопроизношения

Учитель - дефектолог

Исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Воспитатель

Под руководством учителя - дефектолога активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.


Подготовительный этап

Учитель - дефектолог вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию учителя – дефектолога в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.


Этап появления звука

Учитель - дефектолог  ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции.


Этап усвоения звука (правильное произношение звука)

Учитель - дефектолог    автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихи, связную речь)

Воспитатель по заданию учителя – дефектолога с отдельными детьми закрепляет поставленный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении.


Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

Ошибки в речи детей следует справлять не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы они исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности, вплоть до полного молчания в группе, замкнутость, отрицательное отношение ребёнка к воспитателю, к обучению в целом.

   Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше сказать?»  И только потом просит повторить правильную фразу. Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

Для того, чтобы дети на занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.


Процесс автоматизации звуков. Информация к размышлению.


После постановки звука наступает этап введения  звука в речь ребенка, т.е. автоматизация звука. При нормальном развитии речи ребенка  каждый новый звук проходит этот этап:  «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок.  «Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - ой!  Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок  мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных, но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука  проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искажённого произношения или замены звука условные связи уже существуют и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация  идёт дольше.

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.  В лёгких случаях каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.

Вне зависимости от этапа  нужно помнить несколько моментов:

Звук, слог, слово, стишок  сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен  на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребёнка показать или подсказать правильный звук. «При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребёнком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесённое, старые неправильные связи ещё больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приёма может превратить  положительный раздражитель в тормозной: ребёнку надоедают назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приёмом»  (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).

 Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у учителя - дефектолога, но и дома, в процессе домашней работы. Если же ребёнок пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог  - как будто  никогда ничему и не учился!  То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю  хорошо, а в жизни как привык».

 «И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость, заикание). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и т.п.  Коррекционные занятия при таком состоянии ребёнка проводить нельзя».

    В процессе автоматизации звуков очень важна мотивация ребёнка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а  «ты ведь хочешь хорошо учиться в школе,  читать стихи на празднике,  быть взрослым…»  и много других вариантов, которые подходят ребёнку. Поэтому очень   важно отношение окружающих к занятиям ребенка.   «Чтобы предупредить угасание звука, следует чаще подсказывать правильное произношение его, подкреплять его живым примером окружающих. В этих случаях нередко помогают другие раздражители, так или иначе связанные с этим звуком, например, напоминание о необходимости говорить правильно, установка окружающих на ясную речь ребёнка, их требовательность в отношении произношения, наконец, установка самого  ребёнка на определенного собеседника».