Особенности правового воспитания
Правовое воспитание — это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.
Первоначальные сведения о праве ребенок получает в семье, затем к правовому воспитанию подключается государство в лице учреждений образованиятся.
От того, как организовано правовое воспитание дошкольников, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано с углублением познания социальной действительности и развитием интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества.
В процессе правового воспитания укрепляется способность правильно ориентироваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; укрепляется и развивается правосознание несовершеннолетних.
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной ситуации. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются:
- знания детей о своих правах и обязанностях;
- оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права (умение адекватно оценить свои и чужие поступки);
- оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности (умение соблюдать запреты и исполнять обязанности);
- сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности.
Родители и ближайшие родственники закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания. Одной из важнейших составляющих обеспечивающих правовое воспитание дошкольников является правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
Средства воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста разнообразны: любая совместная деятельность, игра, социальная и культурная атмосфера города или поселка, в котором живет ребенок, искусство, средства массовой информации.
Важно обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой культуры, которая формирует уважение не только к собственным правам, но и к правам окружающих. Надлежащее развитие сознания и уважения чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное отношение к ближним. Развитие осознания собственных прав сообщает воспитаннику личное достоинство и связанные с этим черты характера (открытость, прямоту…).
На основе вышесказанного, мы уверены, что правовое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина формируются нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение, которые способствуют закреплению модели поведения, ориентированной на уважение прав и достоинств человека.
Подготовил: воспитатель дошкольного образования Митлочевская Н.И.