Календарь
«    Апрель 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Лечебно-игровая гимнастика с детьми дошкольного возраста

Насморк, ОРВЗ, ангина, бронхит, пневмония — вот наиболее распространенные простудные заболевания наших детей. Предотвратить возникновение болезней, вылечить их наиболее быстро, эффективно, не допуская перехода в хроническую форму, поможет лечебно-игровая гимнастика.  

Чем чаще всего болеют наши дети? На этот вопрос ответ почти всегда бывает одинаковым — простудными заболеваниями. Как правило, это насморк, ангина, бронхит, пневмония. Одним словом, почти все болезни органов дыхания.

        Любые отклонения в здоровье ребенка — это волнение, а иногда и настоящее горе для родителей. У больного ребенка плохой аппетит, нет настроения, он жалуется на недомогание, головную боль. В этом случае некоторые родители стараются оберегать его от всякой физической нагрузки. Это неверно. Отсутствие движения напротив, вредно для ребенка и отрицательно сказывается на его состоянии.

         Если ваш ребенок заболел, как можно раньше обратитесь к педиатру и, посоветовавшись с ним, начинайте занятия лечебной физкультурой. Огромное значение имеют занятия лечебно-игровой гимнастикой в домашних условиях. Это и понятно. Большую часть времени ребенок проводит дома. В семье он живет, растет и развивается. Чаще всего от нас самих зависят здоровье и благополучие наших детей. Каждому ребёнку необходим умелый уход, занятия гимнастикой, полноценное питание, прогулки на свежем воздухе и разумное закаливание.

        Причинами многих простудных заболеваний детей являются особенности строения органов дыхания и неправильная постановка дыхания. Лечебно-игровая гимнастика помогает улучшить воздухообмен и кровоснабжение легких, установить правильные темп и ритм дыхания. Начало заболевания дыхательных путей у детей можно определить по основным признакам: насморк, кашель, першение в горле, изменение тембра голоса, чиханье, одышка. Нередко этому сопутствует и повышенная температура. Больной ребенок жалуется на головную боль, быструю утомляемость, раздражительность. Часто у него нарушается осанка. 

        Лечебно - игровая гимнастика – это необходимая составляющая профилактики и лечения заболеваний органов дыхания у детей. Игровая гимнастика поддерживает нормальную жизнедеятельность и улучшает общее состояние организма. Занимаясь такой гимнастикой, ребенок выздоравливает быстрее. А если гимнастика регулярна, то укрепляется иммунитет и ребёнок заболевает реже. Особенно важно использовать лечебно – игровую гимнастику при лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые трудно вылечить медикаментозной и другой терапией. Например, определенная форма бронхиальной астмы (астма физического напряжения) лечится исключительно физическими упражнениями.

Некоторые рекомендации по проведению лечебно – игровой гимнастики.

   Для ребенка следует выбирать упражнения для гимнастики, не вызывающие большой нагрузки. Чтобы у детей не возникло желание ускорить темп выполнения (т.к. это может привести к перегрузкам), необходимо акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности выполнения действий и соблюдении правил игры.

Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому продолжительность гимнастики невелика – до 5 минут, но постепенно время   можно увеличить до 10 – 15 минут с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением. Упражнения для лечебно – игровой гимнастики следуют комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали всестороннее воздействие.   Важно следить за нагрузкой. Если у ребенка проявляются признаки усталости, то нужно уменьшить нагрузку. 

При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация внимания. Желательно, чтобы внимание не отвлекали ненужные во время гимнастики предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и интригующим.  

Перед гимнастикой нужно проветрить комнату, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.


Комплекс лечебно – игровой гимнастики

«ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ»

Эта лечебно – игровая гимнастика укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же ее заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использована и работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

1.Организационный момент.

1.«НАЙДИ И ПОКАЖИ НОСИК»

Походи ко мне, дружок,

   И садись скорей в кружок.

 Носик ты быстрей найди,

                                              И соседу покажи.

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2.Основная часть.

Игровые упражнения с носиком.

2.«ПОМОГИ НОСИКУ СОБРАТЬСЯ НА ПРОГУЛКУ»

                                               Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

3. «НОСИК ГУЛЯЕТ»

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

4. «НОСИК БАЛУЕТСЯ»

Вот так носик – баловник!

Он шалить у нас привык.

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

5. «НОСИК НЮХАЕТ ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»

Тише- тише, не спеши,

                                               Ароматом подыши.

Ребенок выполняет 10 вдохов- выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

6. «НОСИК ПЕСЕНКУ ПОЕТ»

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Би- ба-бу».

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба- бо- бу».

7. «ПОГРЕЕМ НОСИК».

Надо носик нам погреть,

                                             Его немного потереть.

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движения к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3.Заключительный этап.

8. «НОСИК ВОЗВРАЩАТСЯ ДОМОЙ»

Нагулялся носик мой,

                                                Возвращается домой.

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому что их носик вернулся.