Данные рекомендации адресованы мамам, папам, бабушкам и дедушкам
К 4 – 5 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи. В быту распространено мнение, что со временем ребенок рано или поздно «выговорится», потому особенных тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершенно напрасно, потому что неправильное произношение , иногда даже забавное, может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте гораздо труднее.
Можно с уверенностью утверждать, что проблемы с речью обязательно отразятся на успеваемости, потому что ребенок обычно стесняется своего недостатка.
Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка (язык, губы, челюсти) работал правильно и четко. В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата большую роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности переключаемости определенных положений языка и губ необходимых для произнесения требуемого звука.
Ребенок уже в 3-3,5 года может повторить за взрослым определенные упражнения с помощью языка, губ, челюстей. Выполнять упражнения нужно перед зеркалом несколько минут.
Упражнения:
Трубочка
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (зубы должны быть сомкнуты). Если у ребенка не получается это упражнение, пусть попробует дотянуться губами до конфеты.
Улыбка
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны
Заборчик
Улыбнуться без напряжения, обнажая верхние и нижние зубы (чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук И )
Часики
Приоткрыть рот, растянуть губы в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. Взрослый приговаривает: «Тик-так». При движении язык не прикасается к губам и зубам.
Вкусное варенье
Слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются.
Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений способствует более быстрому формированию звукопроизношению у малышей.
Учитель-дефектолог: Зоричева С.А.